ГЕОПОЗИЦИЯ НАЙДЕНА
Расскажи о себе
Меня зовут Таисия, но друзья называют меня Тася. Мне 21 год, я дизайнер и основательница арт-агентства «Переход». Я очень люблю заниматься искусством, так в моей жизни и появился «Переход». Я придумала его на третьем курсе, когда училась в художественном колледже на веб-дизайнера. Из студенческого проекта он перешел в реальную жизнь и существует уже почти 3 года. «Переход» максимально ярко отражает свое название: он постоянно переходит из одной сущности в другую. Когда-то мы собрались компанией друзей-художников и организовали первое мероприятие. Оно было в супер маленьком подвале на Римской. Мы усердно развивались: пробовали разные форматы, проводили революционные показы с аниматорами, приглашали спикеров, которые делали клипы для Глюкозы, рисовали кат-сцены игры, например, «Atomic Heart» и многие другие. В конце прошлого года мы провели свою первую масштабную выставку - это стало отправной точкой в развитии нашего проекта.
Откуда у тебя интерес к искусству?
Моя мама говорит, что когда была беременна мной, ее постоянно тянуло в галереи и в музеи (улыбается). Поэтому тяга к прекрасному у меня с рождения. Мне всегда нравилось рисовать: я ходила на разные кружки по рисованию, по лепке, и родители очень-очень в этом меня поддерживали. Позже я попала в художественный колледж, в художественную среду. Там я поняла, что мое призвание быть не художником, как я всегда думала, а как раз-таки куратором. Искусство всегда было рядом, но сейчас, особенно в Москве, это важная часть культурной жизни, вокруг этого она и строится. Мне хочется быть в этой пульсирующей жиле культурных событий.
Что значит быть куратором? Расскажи об этой профессии
Для меня куратор – это в первую очередь лицо, которое со всеми коммуницирует. Ему важно быть на связи с площадкой, с художниками, с командой и уметь создавать приятную атмосферу, чтобы дальнейшее сотрудничество протекало максимально комфортно. Также куратор – это человек, с которым художник может посоветоваться и пообщаться. Я очень люблю общаться с художниками! Мне кажется, без близкого контакта невозможно создать ни выставку, ни какой-то другой проект. Очень сложно работать с людьми, которых ты не знаешь.
Для куратора важна организованность, хорошая память и желание работать. Наверное, последний пункт особенно важен, потому что это не самая легкая профессия с точки зрения монетизации. Она сформировалась в России относительно недавно, лет 20−30 назад, и сейчас быстро развивается. В маленьких организациях зачастую приходится выполнять еще и функции арт-менеджера. Мне даже нравится работать в обеих сферах, изучать новую информацию, повышать свою квалификацию, чтобы быть еще более крутым специалистом.
Как сейчас обстоят дела с рынком искусства в Москве?
Он уверенно растёт. За последние пять лет количество людей, которые интересуются искусством, значительно выросло. Мы можем посмотреть на цифры Cosmoscow: больше 50 тысяч человек посетило ярмарку за четыре дня. Это очень высокие показатели. Раньше Москва и Россия в целом были каким-то обособленным, небольшим и слабым рынком. Сегодня есть очень много крутых галерей, институций. Среди брендов тоже стало престижно сотрудничать с художниками. Замечательно, что профессию художника начали ценить. И, конечно же, коммерциализировать сферу искусства, поскольку в культурных профессиях не самые высокие заплаты.
Расскажи, как вы встретились с Машей Немковой, почему выбрали друг друга?
С Машей мы познакомились, когда организовывали прошлую выставку. Бывший член команды нашел Машу в соцсетях и скинул нам ее работу, сказал: «Вау, смотрите, какая крутая художница!». Вся команда согласилась и решила предложить ей сотрудничество. Вот так Маша привезла в прошлом году работы, и мы сделали выставку на Трехсвятительском. Она успела много каких-то проектов у нас сделать, много куда вписаться. В этом плане с моей стороны случился стопроцентный мэтч, если так можно сказать.
«Если бы это был тиндер для людей искусства, то я бы свайпнула вправо»
Когда появилась возможность сделать выставку на Дизайн заводе, я не задумываясь выбрала Машу, потому что она уже довольно состоявшийся художник, с уникальным, отличительным стилем. Могу сказать, что я большой фанат её искусства. Как я упоминала ранее, очень сложно работать и продвигать художников, чьи работы тебе не нравятся.
Как зародилась выставка «Геопозиция найдена» на Дизайн заводе?
Я увидела, как здесь проходила выставка художницы Валентины Сергеевой «Продукты творения». Я приехала, посмотрела, пообщалась с Валентиной, и поняла, что влюбилась в это пространство. Мне понравилось, что здесь есть подвижные стенды, с помощью которых можно создать удобную композицию, повернуть все, как тебе нужно.
Тут хорошее освещение, которое тоже можно настроить. Главное -максимально большое пространство. Мне кажется, что для искусства нужно много воздуха, иначе сложно будет правильно его воспринять.
Я связалась с командой Дизайн завода: мы очень быстро договорились о датах и буквально за 2−3 недели подготовили выставку. Очень оперативно согласовывали все и быстро отвечали ребята, что не могло не радовать. Была поддержка технического директора, всего маркетингового отдела, нас публиковали и продвигали в соцсетях – максимально слаженная командная работа. Креативный директор тоже всегда был на связи. В рабочем плане я очень удивилась тому, как человек отдаётся своему делу, это восхитило. Я поняла, что здесь тоже стопроцентное попадание. За всё время, что я делала мероприятия, это, пожалуй, самая приятная, реальная и слаженная коммуникация, когда человек с такой любовью и с таким интересом сотрудничает.
О чем выставка «Геопозиция найдена»?
Мы с Машей долго думали, что лучше сделать: у нее много пейзажных работ с поездок, городских полотен и зарисовок. Художница очень любит путешествовать по России и ближайшим странам. Только в этом году она успела слетать на Байкал, на Сахалин, в Абхазию.
Нашу идею отразила развеска: с внешней стороны находятся городские холсты, а внутри – зарисовки природы. Таким образом, ты путешествуешь, сравниваешь свои ощущения на разных местностях. Я недавно общалась с одним посетителем: он увидел Дагестан и сказал, что стоял на том же месте, именно с этой точки помнил поездку - так, как отобразила Дагестан Маша. Ему хотелось воспоминания, которые запечатлены на картине, забрать себе. Поэтому картины на этой выставке - что-то большее, чем просто изображение природы или ландшафта. Это личный опыт, который художница воплотила в картинах через свое восприятие.
Удалось ли получить отдачу от посетителей, какой был фидбэк?
Мне кажется, от Маши на открытии ни на минуту никто не отходил. С ней постоянно кто-то хотел о чем-то побеседовать, о чем-то спросить, что-то узнать. Фидбэк был стопроцентный. Мы не ожидали такого количества людей на открытии в понедельник вечером, потому что все знаем, что понедельник день тяжелый. Увидеть такое огромное количество людей, которые пришли посетить выставку, было приятным шоком и удивлением для нас. Это очень вдохновляет работать и сотрудничать дальше
У всех гостей разные эмоции, это очень забавно. Тут есть картина «Иероглифы света», на ней изображена Москва-сити. Бабулечки долго ходили и не могли узнать это место. Мне казалось, что это максимально мейнстримное место. Казалось бы, такая известная локация, но люди не распознали ее сразу.
Ещё мне очень нравится, когда посетители видят что-то своё и делятся мыслями, эмоциями от картин. Иногда ты можешь что-то не увидеть, а другой человек подметит интересную маленькую деталь. Один гость недавно открыл для меня неочевидную картину «Солнце светит всем одинаково», она сильно меньше всех остальных по размеру и не бросается в глаза. Посетитель подошел ко мне и сказал, что это должно стоить больше всего здесь, что это самая дорогая работа.
Почему нужно посетить эту выставку?
Ее стоит посетить, если вы хотите краткое путешествие по разным уголкам мира. По-другому взглянуть на мир - глазами другого человека, с другой точки зрения, которую, возможно, вы никогда не замечали, хотя ходили по тем же местам много-много раз.
У меня очень много эмоций: от волнения до очень сильной радости и возбуждения, потому что до последнего не верилось, что все так круто и слаженно работает. Это такое крутое пространство! Прекрасно сработала наша команда, команда Дизайн завода, в какой-то момент не верилось, что это случилось. Мне кажется, осознание пришло только на следующий день, когда я проснулась, открыла глаза и такая: «Блин, мы вчера вообще-то выставку запустили, что?». Я приезжаю сюда и радуюсь: этот проект сделала большая команда, и столько людей теперь ходит, рассматривает, фотографирует. Появилось желание делать ещё больше крутых проектов.
Можешь дать совет начинающим художникам: как презентовать себя и начинать сотрудничать с агентствами, площадками.
На мой взгляд, художнику очень важно понять, что он хочет сказать своим искусством. Не обязательно должна быть четкая философская идея, но ты просто обязан быть уверен в том, что ты рисуешь, лепишь, творишь. Не обязательно искусство должно быть законченным или идеальным, дорисованным, завершенным. Нужно пробовать разное, сейчас есть очень много разных техник. Можно не останавливаться только на стандартных живописи и рисунке. Многие, я знаю, уходят в керамику, например, и у них получаются хорошие работы. Круто, что сейчас довольно обширный спектр того, где ты можешь себя попробовать как художник.
Я советую еще учиться и имею в виду не только академическое образование. Смотрите лекции, читайте книжки авторов, которые вам интересны, чьи мысли важны, фундаментальны для вас.
Участвовать побольше в разных опенколлах – это мастхэв. И разумеется, привыкать к отказам. В начале пути вы услышите 10 миллионов отказов по независящим от вас причинам. Нужно набраться смелости не сдаваться после первых неудач.